За время осады города вражеская авиация и артиллерия 567 раз ударяла по больницам и военным госпиталям — город потерял более 37 тысяч коек.
В условиях нехватки лекарств и перевязочных материалов медики подняли на ноги десятки тысяч больных и раненых, ликвидировали очаги инфекций, проводили профилактику. И, конечно, помогали продолжать жизнь: в годы блокады в Ленинграде родилось 96 тысяч детей.
Не остановилась и наука: ученые-медики разработали схему дробного кормления дистрофиков, боролись с цингой, авитаминозами и инфекциями. Хирурги нашли новые методы лечения огнестрельных ранений.
Вопреки холоду, голоду и нехватке лекарств, медики приближали Победу. Они забывали о личной безопасности, чтобы сегодня мы не забыли их: приходите к памятнику блокадному медику — загляните им в глаза и положите цветы.
Всю блокаду в Ленинграде героически работала служба скорой помощи.
Осада города перевела скорую помощь на особый режим работы: бригады дежурили по 25 суток в месяц, практически не возвращаясь домой. Врачи ежедневно спасали людей от обстрелов и авианалётов, сами работая в условиях опасности. Людей было мало — 1/5 медработников скорой призвали по мобилизации.
Главный врач скорой помощи Ленинграда Мессель писал: «Нередко имели место случаи, когда после ликвидации очага поражения врачи, медицинские сестры и медицинские братья скорой помощи возвращались на станцию настолько обессиленными, что некоторых из них приходилось вносить в помещение станции на руках». За 1941-1942 гг. скорая помощь потеряла 16,5 % личного состава.
Подвиг врачей, медсестер и медбратьев навсегда в памяти петербуржцев.