Справочная служба
Справочная служба
Горячая линия
Об образовательном направлении в работе института газете «Социальная политика: Медицинское обозрение» рассказывает Руководитель учебного центра института Вадим Сергеевич Ермоленко.
Конечно, наше учреждение – уникальное, и не только в Петербурге и Северо-Западном регионе России. В нашей стране есть всего два таких учреждения, которые сочетают в себе функции научной, образовательной и лечебной деятельности в контексте скорой помощи. В Санкт-Петербурге – наш НИИ скорой помощи имени Иустина Ивлиановича Джанелидзе, и второй – это НИИ скорой помощи имени Николая Васильевича Склифосовского в Москве.
Институт обладает действительно уникальным сочетанием направлений, которое позволяет консолидировать в одном месте очень серьёзный ресурс: научные разработки, образовательную и лечебную деятельность. Это тот счастливый случай, когда научное открытие уходит не в стол. Оно сразу же применяется на практике, и его тут же осваивают ещё обучающиеся люди.
Это, конечно, очень большие плюсы в нашей работе. Они дают возможность особой организации работы и взаимодействия в рамках Института. Безусловно, все эти преимущества ярко характеризуют наше учреждение и учитываются в организации образовательной деятельности.
Образование длиною в жизнь
Стоит обозначить ту образовательную парадигму, которая существует в нашей стране сегодня. Раньше было принято считать, что образование одно на всю жизнь. Теперь успешный специалист учится постоянно. Во всяком случае, в медицине сейчас речь идет именно о непрерывном медицинском образовании. Оно представлено тремя такими базовыми видами: формальное, неформальное и информальное образование.
Формальное образование – это всё то, что определено федеральными образовательными стандартами. У нас это реализация программ ординатуры. Неформальное образование – это пространство дополнительного профессионального образования. Здесь мы можем говорить о программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки. И это тоже значительная часть нашей образовательной деятельности. К примеру, по итогам 2023 года в Институте программы дополнительного профессионального образования освоили 1812 человек.
А информальное образование, к которому мы тоже с большим интересом относимся и работаем в этом направлении, это предоставление различного рода образовательной информации.
Например, врач-специалист ведет блог: неформальные истории из личного профессионального опыта. А они ведь очень интересны и познавательны. В информальном образовании востребовано все, что связано с развитием «самости» (самообразование, саморазвитие, самоорганизация др.). И здесь нет жестких форматов и регламентов. Это может быть дискуссия или, наоборот, авторские художественные произведения. У нас некоторые сотрудники пишут о своём опыте в художественной форме – и это очень увлекательно.
С учетом вышесказанного, будет правильно сказать, что мы ориентированы на всех, кто так или иначе занят в медицине или интересуется ею. И это не только медицинские работники, здесь круг специалистов гораздо шире.
Образовательное пространство
Мы создаём образовательное пространство, которое даёт возможности и обучающим, и обучающимся реализоваться наилучшим образом. Такие возможности нам дает концепция непрерывного образования. Она позволяет нам работать таким образом, чтобы вся наша образовательная деятельность была востребована.
Ещё одно наше безусловное преимущество перед любым другим образовательным учреждением системы здравоохранения Санкт-Петербурга – это тот поток пациентов, который к нам поступает. Ежедневно Институт принимает порядка 250 пациентов. Это значит, что наши обучающиеся имеют возможность познакомиться с огромным количеством патологий, причем в тяжелой стадии – это особенность скоропомощного сегмента медицины.
С точки зрения наработки практического опыта, это, конечно, большие возможности и большое преимущество, которое высоко ценят специалисты и у нас в стране, и за рубежом.
К нам едут издалека. Из Южно-Сахалинска, например, чтобы посмотреть, как организована скорая помощь хирургического профиля именно в таком интенсивном потоке.
У нас обучаются и повышают свою квалификацию коллеги из Узбекистана, Казахстана, Индии и других стран. Часто к нам приезжают целые делегации, мы постоянно демонстрируем наши возможности.
Одно из важных направлений работы сегодня – это усилия по консолидации наших методических наработок с коллегами из НИИ Склифосовского. Мы сейчас работаем над соглашением о сотрудничестве в научной и образовательных сферах – прорабатываем детали для соорганизации образовательных процессов и выхода на такую форму научного и образовательного взаимодействия, которая дополнит спектр образовательных возможностей наших организаций. Мы полагаем, это будет очень и очень неплохая история.
Самое ценное
С точки зрения практической составляющей подготовки врачебных кадров, среднего медицинского персонала, нашему Институту, конечно, трудно найти аналог в городе и даже в стране.
В Институте преподают наши же научные сотрудники и врачи. Мы считаем, что это правильно: потому что это специалисты, погруженные сразу в три процесса: в науку, в практическую медицину и в образовательные процессы.
Ещё раз особо подчеркну: наши преподаватели – это люди, которые осуществляют непосредственную ежедневную медицинскую практику. И одновременно занимаются наукой: в образовательном процессе у нас занято 36 человек, и из этих 36 человек лишь трое не имеют учёных степеней, а порядка двадцати пяти человек имеют учёные звания. То есть это люди, которые, помимо всего прочего, хорошо понимают методику преподавания и обучения.
Хочу отметить также, что наш профессорско-преподавательский состав представлен специалистами различных научных специальностей. У нас преподают не только доктора и кандидаты медицинских наук. У нас есть доктора и кандидаты биологических и педагогических наук. Мы консолидируем всё для того, чтобы наше образовательное пространство было комфортным. Чтобы из него не хотелось уходить, и сюда хотелось вернуться.
И могу сказать, что за последние 5 лет в нашем Учебном центре не было случая, чтобы кто-то от нас переводился, а вот к нам – да и часто.
Кроме собственной образовательной деятельности мы осуществляем практическую подготовку обучающихся других организаций. По статистическим данным, за последнее время цифра оборота, скажем так, людей, которые приходят из сторонних образовательных организаций на практическую подготовку к нам, где-то порядка 4,5 тысяч человек. Это, конечно, огромная цифра, но мы стараемся никого не обидеть своим вниманием.
Новые технологии
С вводом в строй нового корпуса мы получили возможность использовать ещё один инструмент для подготовки наших обучающихся. Операционные оборудованы системой видеотрансляции, и мы можем вывести какие-то эпизоды операции прямо в конференц-зал.
Конечно, есть определённые ограничения использования этой технологии, потому что мы говорим о человеке, но с соблюдением всех этических моментов использования такой возможности – это очень большой плюс в обучении.
Из современных технических средств, с помощью которых наши ординаторы отрабатывают профессиональные умения, у нас есть неплохое симуляционное оборудование. Прежде, чем дотронуться до живого человека, наши ребята обучаются работать на медицинских тренажерах. И, конечно, они получают очень много наблюдательной практики.
И ещё одно безусловное преимущество Учебного центра нашего Института – это то, что мы используем в образовательном процессе не только академические издания, но и собственные методические учебные разработки, которые рождаются в ходе научных исследований в нашем же Институте.
Медицина не стоит на месте, она постоянно развивается, как и любая область знания. И в организации процесса обучения, в создании образовательного пространства, это обязательно нужно учитывать. Что мы и делаем.